Акселерация по-разному влияет на психическое развитие детей. При гармоничной акселерации сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом. Дисгармоничная акселерация более частая и может сопровождаться следующими особенностями: Ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями (в раннем возрасте) и эндокринными нарушениями (в более старшем). В психической сфере может наблюдаться дисгармония, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своём развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). В целом прогноз при акселерации благоприятен, так как, как правило, её проявления с возрастом сглаживаются. Однако акселерация часто сопровождается нарушениями психоэмоционального состояния, которые могут привести к развитию психических расстройств.