Вы здесь
Какие этапы развития этноса выделяет теория пассионарности?
Нейро
Ответ создан на основе результатов поиска
- Формирование 1. На этом этапе народ только начинает складываться как единая этнокультурная общность 1.
- Подъём и расцвет 1. Период активного развития, во многом связанный с деятельностью пассионарных личностей 1.
- Акме (пик развития) 1. Время наивысшего расцвета культуры, науки, экономики и политической мощи 1.
- Затухание и упадок 1. Ослабление пассионарности приводит к стагнации и деградации этноса 1.
- Ассимиляция или исчезновение 1. Этнос либо сливается с другими народами, либо полностью утрачивает свою идентичность 1.
Также Лев Гумилёв предположил, что этносы, подобно живому организму, проходят в своём развитии ещё шесть этапов, которые сменяют друг друга вслед за изменением уровня пассионарности в обществе 2:
- Фаза подъёма 2. Всё начинается с пассионарного толчка, когда появляется больше людей с высокой энергией 2. Этнос становится активнее: формирует новую культуру, проявляет интересы к новым землям 2. Отличительная черта этапа — активная экспансия 2.
- Акматическая фаза 2. Пассионарность этноса достигает высшего уровня, и наступает временная стабилизация 2. Пик могущества этноса яркий, но часто недолгий — всё больше пассионарной энергии уходит не на развитие, а на внутренние конфликты 2.
- Фаза надлома 2. Становится меньше пассионариев и больше субпассионариев, пассионарное напряжение снижается 2. Внутри этноса становится больше противоречий, нередки гражданские войны 2.
- Инерционная фаза 2. Есть стабильность, но нет развития — общество живёт по инерции 2. Пассионарность продолжает снижаться 2. Государственная власть становится сильнее, растёт значимость социальных институтов 2.
- Фаза обскурации 2. Общественная система приходит в упадок 2. С ростом доли субпассионариев снижается значимость высоких, духовных ценностей, на первый план выходит культ потребления 2.
- Мемориальная фаза 2. Она состоит из двух частей 2. Сначала — регенерационная 2. На окраинах ареала — пространства, которое занимает этнос, — дольше, чем в центре, сохраняется заряд пассионарности 2. Он даёт обществу второе дыхание, правда, достаточно кратковременное 2. После наступает реликтовая фаза 2. Пассионарное напряжение замирает на низком уровне, а этнос приходит в состояние равновесия с окружающей средой 2. На этом этапе этнос может быть ассимилирован другими, его культура теряет целостность, но её элементы переходят в культуру нового, более сильного на этом этапе народа 2. Другой вариант развития событий — этнос живёт воспоминаниями о былом величии, становясь памятником собственному прошлому 2.
На основе 10 источников: