Яндекс.Карты научились прокладывать велосипедные маршруты. Построить маршрут можно из дома, на компьютере, или прямо на ходу — в мобильном приложении. В Нур-Султане, Алматы и Шымкенте функция пока работает в бета-режиме: Карты могут предлагать не самый оптимальный и удобный путь. Если вы ездите на велосипеде и хорошо знаете свой район, вы можете помочь Картам стать лучше.
Все уточнения вносятся через редактор Яндекс.Карт — Народную карту. Нанося объекты велоинфраструктуры, пользователи и картографы делают навигацию для пользователей велотранспорта Казахстана комфортной и безопасной.
С чего начать
Для того, чтобы вносить улучшения в веломаршрутизацию необходимо авторизоваться на сайте Народной карты с помощью аккаунта Яндекса или социальных сетей.
Помочь Картам точнее строить велосипедные маршруты можно следующими способами:
1) добавить велодорожки, которые не указаны на карте;
2) отметить участки дорог, доступные для проезда на велосипеде;
3) убрать отметку о доступности с участков, где на велосипеде ездить нельзя;
4) нанести объект инфраструктуры для велосипедистов.
Для построения маршрутов Карты используют дорожный граф. Граф — это сетка всех известных сервису дорог, дорожек, тротуаров, тропинок. Для каждого участка указано, доступен он для проезда на велосипеде или нет. На местности есть три основных варианта определить, подходит ли участок для проезда на велосипеде согласно ПДД:
1) Велодорожка или велополоса выделена соответствующими знаками или разметкой. Велодорожка может быть проложена отдельно от пешеходных и автомобильных дорожек, либо под движение велосипедистов выделяется часть тротуара, либо под движение велосипедистов отводится правая полоса проезжей части. В этом случае велодорожку рисуем отдельной дорогой (ниже пошагово рассказываем, как это сделать) и ставим доступность только велосипеду. Важно правильно выставить направление движения, поскольку велодорожка или велополоса может быть как односторонней, так и двухсторонней.
2) Выделенной велодорожки нет, и велосипедист может двигаться по тротуару, пешеходной или велопешеходной дорожке. В этом случае велодорожка не рисуется отдельной дорогой и нужно проверить, чтобы у всех участков тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки была включена доступность для велосипеда, то есть комбинация «пешеход + велосипед».
3) Выделенной велодорожки нет, и велосипедист может двигаться по правой полосе проезжей части. В этом случае велодорожка не рисуется отдельной дорогой и нужно проверить, чтобы у всех участков дороги была включена доступность для велосипеда (вместе с какой-то комбинацией доступности для авто, грузовиков, такси и общественного транспорта).
Создаём новую велодорожку
Для начала — два совета:
· Рисуйте велодорожки и велосипедные полосы отдельными линиями.
· Важно помнить о ПДД: помечайте как доступные только те участки, где правила не запрещают ездить на велосипеде.
После нажатия на кнопку «Создать» появится меню объектов, из которого выбираем иконку «Дороги». Далее появится форма с атрибутами нового объекта дороги, где в выпадающем списке необходимо выбрать «Пешеходные и велодорожки». Несколько пояснений, которые пригодятся для заполнения атрибутов:
1) По умолчанию велодорожка доступна только велосипедистам. Если по ней разрешено передвигаться и пешеходам, не забудьте это отметить.
2) Стоит указать направление движения: на некоторых велодорожках можно двигаться в обоих направлениях, а некоторые — односторонние.
3) Если велодорожка — часть многоуровневой дорожной конструкции, укажите, на каком уровне она проходит.
После того, как велодорожка нарисована, необходимо правильно заполнить атрибуты. По окончанию редактирования пользователь нажимает на кнопку «Сохранить», и объект уходит на модерацию, и после ее прохождения автоматически появляется на Яндекс.Картах.
Добавляем объект велоинфраструктуры
Каждому велолюбителю на Картах помимо велодорожек и участков, доступных для проезда на велосипеде, могут понадобится разные полезные объекты:
- велопарковки;
- станции Almaty/Astana/ShymkentBike;
- прокат велосипедов;
- станции ремонта и обслуживания велосипедов;
- велокафе и точки сбора.
После нажатия на кнопку «Создать» в меню объектов используем поиск по категориям по слову «вело». Выбрав нужное из выпадающего списка, пользователь отмечает объект на карте и также заполняет его атрибуты в карточке. Аналогично велодорожкам после сохранения объекты после прохождения модерации отражаются на Яндекс.Картах.
Что дальше
Уточнения, которые пользователи внесли на Народную карту, просматривают модераторы. Если всё хорошо, через 7–10 дней изменения добавляются на обычные Яндекс.Карты: в веб-версию и в мобильное приложение. Посмотреть, опубликовано ли уточнение, можно в Народной карте, в разделе «Мои правки». Если уточнение помечено зелёным кружком с двумя галочками, оно опубликовано, а если кружком с одной галочкой — оно одобрено модераторами и ждёт публикации.
Эту инструкцию в сокращенном варианте можно скачать в pdf, чтобы она всегда была под рукой.
Ещё больше полезных инструкций для тех, кто пользуется Народной картой:
- Интерфейс сервиса;
- Общее про дороги;
- Иная инфраструктура (магазины, кафе, туалеты, вело-парковки и прочее);
- Короткие инструкции по редактированию организаций и мест.