Автомобильные аварии в Алматы

В 2017 году пользователи Яндекс.Навигатора и Яндекс.Карт оставили на карте Алматы больше 40 тысяч отметок о ДТП. Мы проанализировали их распределение на карте города и нашли наиболее аварийные и опасные места. Аварийные — те, в которых оказалось больше всего отметок. Опасные — места с самым высоким отношением числа аварий к числу проехавших машин, то есть такие, в которых вероятность стать участником или свидетелем ДТП выше среднего.

Отметки об авариях иногда используют не по назначению: например, чтобы сообщить о перекрытии дороги, пошутить или просто высказаться. Чтобы это не влияло на расчёты, мы учитывали только отметки с описанием ДТП (например, «ДТП на перекрёстке» или «ДТП дорогу закрыли») или указанием ряда, в котором произошла авария. Отметки, относящиеся к одному происшествию, склеивали. В результате осталось 22 тысячи отметок — по ним мы нарисовали тепловую карту аварий.

Сообщения о ДТП чаще всего оставляют на перекрёстках и развязках крупных магистралей: выделяются Ташкентский тракт, улица Саина (особенно участки с тоннелями) и проспекты Рыскулова, Райымбека и Аль-Фараби. Особенно много отметок у станций метро и на улице Абая: там много объектов притяжения — баров, ресторанов и торговых центров.

Опасность ДТП выше всего на перекрёстках магистралей на севере и западе города: опять выделяются проспекты Рыскулова и Райымбека, Ташкентский тракт, улица Саина. Самые опасные места сосредоточены на севере Алматы — шесть из десяти находятся на проспектах Рыскулова и Райымбека.

Самое опасное место, так же как и самое аварийное, — это участок Ташкенского тракта на выезде из города возле Алтын Орды: там всегда активное движение и много нарушений ПДД, хотя аварии обычно мелкие. В оба списка — самых опасных и самых аварийных мест — попали ещё два участка на проспекте Рыскулова: перекрёсток с улицей Ырысты и развязка с проспектом Суюнбая. От этих мест лучше держаться подальше.

Безопаснее всего на дорогах Алматы в марте, когда становится теплее и суше, а также в июле — в разгар сезона отпусков. В эти месяцы число сообщений об авариях на тысячу пользователей было наименьшим. В августе и сентябре значение этого показателя вновь возрастает и остаётся высоким до конца года. Годовой пик приходится на середину сентября.

Как мы считали

Мы разделили город на квадраты со стороной сто метров. Поскольку одной и той же аварии часто соответствует несколько точек и комментариев, все отметки, оставленные в пределах одного часа и попавшие в один квадрат, объединяли.

Аварийность квадрата считали по числу попавших в него отметок о ДТП. Опасность определяли как отношение числа отметок к числу проездов в квадрате.

Чтобы найти самые аварийные и самые опасные места, мы применили алгоритм «спуск с горы». Квадраты с наибольшим значением показателя аварийности или опасности считали центром кластера, его «вершиной». Соседние квадраты с меньшими значениями присоединяли к данному кластеру. Склейка прекращалась в двух случаях:

1) когда значение показателя в следующем квадрате было выше, чем в предыдущем, — такое место считали началом восхождения к новой «вершине», а значит, частью нового кластера;

2) когда значение показателя в следующем квадрате было в пять раз ниже, чем в квадрате-вершине, — такое место считали «долиной», концом спуска.

3 комментария
Ну клево, что тут скажешь. Еще бы градоначальник, увидев это, принял меры.
А есть ли аналитика по улицам, которые отдали велосипедистам? Кунаева, Шевченко и т.д? Велодорожки не по стандартам безопасности проложили, и мне вот интересно, как все это повлияло на ситуацию?
snezhinskayantonina
Сотрудник Яндекса7 июня 2018, 17:42
oki-11,
спасибо за отзыв! Подобную аналитику мы не делали.
Ержан Кавкаев
8 июня 2018, 09:19
На ранних версиях Яндекс картах было удобно добавлять дорожное событие. Т.е. на экране была кнопка, сразу добавляющая событие. После обновления нужно произвести несколько манипуляции. Это не удобно делать находясь за рулем. Поэтому сейчас добавляю события реже. А лучше бы сделать добавления событии голосовыми командами! =)