Как правильно проводить UX-тесты

Цель UX-тестирования — найти слабые места в дизайне, чтобы исправить их до начала разработки. Чтобы понять, где у пользователей могут возникнуть проблемы, нужно проводить UX-тестирование без подсказок. Очевидные задания и подсказки помогут большинству пользователей правильно пройти сценарий, но результат такого исследования не покажет, что стоит исправить в прототипе. Наши рекомендации помогут правильно составить задания и получить ценный результат.

Не используйте открытые вопросы

Задавайте вопросы так, чтобы на них можно было ответить кликом.

Плохо Хорошо
Удобно ли выбирать тариф по цене? Куда вы нажмёте, чтобы выбрать самый дешёвый тариф?
Давайте задания из мира пользователя

Формулируйте задания в виде жизненных ситуаций. Респонденты должны почувствовать, что решают свою проблему, а не просто выполняют вашу инструкцию.

Плохо Хорошо
Куда вы нажмёте, чтобы добавить товар в избранное? Вы изучили ассортимент интернет-магазина и нашли там отличный вариант для подарка другу. Сейчас вы не собираетесь ничего покупать, но хотите легко отыскать товар на сайте, когда вам понадобится подарок. Куда нажмёте?

Так вы не указываете пользователю на кнопку Добавить в избранное, а смотрите, как он решает проблему.

Объясните контекст

Респондент должен понять из задания, на каком сервисе он находится, а также как и почему он оказался на показанном экране. Это поможет респонденту правильно выполнить задание, а вам — получить релевантные данные.

Плохо Хорошо
Как перейти на категорию выше?

Пользователь не понимает, на каком сайте находится, почему видит этот экран и зачем переходит на категорию выше.

Вы на сайте интернет-магазина для стилистов, хотите купить кисти для макияжа. Куда вы нажмёте, чтобы их найти?
Не подсказывайте

Не используйте названия элементов, которые есть в интерфейсе, и не давайте прямых инструкций. В реальной жизни пользователи мыслят в рамках решаемой задачи, а не ищут элементы интерфейса с нужным названием.

Плохо Хорошо
Нажмите кнопку Заказать внизу экрана.

Пользователь будет искать кнопку с нужным названием, а не выполнять задание по сценарию.

Вы изучили ассортимент, определились с выбором и хотите купить товар. Куда нажмёте?

Объясняем, зачем нужно совершить действие.

Иногда формулировки заданий не содержат прямой ответ, но явно наводят на него. В таких случаях лучше не подсказывать, а давать конкретную ситуацию.

Плохо Хорошо
Куда вы нажмёте, чтобы изменить способ оплаты?

В задании содержится ответ — найти в интерфейсе кнопку Изменить.

Вы решили оплатить заказ картой Mastercard вместо Apple Pay. Куда нажмёте?

Даем конкретную ситуацию и не подсказываем.

Также не нужно выделять области на изображениях или указывать на них стрелкой.

Плохо
Тестируйте один сценарий и давайте одно задание на каждом шаге

Для респондента каждый шаг — это отдельная страница. Если на странице несколько заданий, то пользователь может выполнить какое-то одно задание и не выполнить другое. Это помешает вам понять, успешно ли выполнен сценарий.

Плохо Хорошо
Шаг 1. Подпишитесь на пользователя и поделитесь любым его постом.

На первом шаге нужно выполнить сразу два действия, при этом пользователь может начать с любого из них. Поэтому лучше разделить задание на два шага.

Шаг 1. Вас заинтересовал профиль пользователя в социальной сети, поэтому вы хотите следить за его новостями. Куда нажмёте?

Шаг 2. Вам понравился один из постов этого пользователя, вы хотите, чтобы ваши друзья тоже его увидели. Куда нажмёте?

Каждый шаг — это отдельное задание, пользователю известен контекст.

Не используйте термины

Тестирование проводится на широкой аудитории. Респонденты — опытные интернет-пользователи, но они могут не знать профессиональных терминов. Старайтесь сделать задание понятным для всех.

Плохо Хорошо
Вы зашли на сайт магазина, через несколько секунд появился поп-ап. Куда нажмёте? Вы зашли на сайт магазина, через несколько секунд появилось всплывающее окно. Куда нажмёте?
Обязательно проверяйте прототип перед запуском

Все выделенные области нажатия должны соответствовать заданию. Чтобы избежать ошибок при сборке прототипа, используйте предпросмотр. Для этого нажмите значок , представьте себя на месте респондента и пройдите верный путь по сценарию перед запуском тестирования.

Совет. Выделите несколько областей, если задание можно выполнить разными способами (например, нажать на кнопку или ссылку в меню). Чтобы удалить лишнюю или ошибочно выделенную область, нажмите на неё.
Плохо

Вы хозяин очень большого французского бульдога. Купите сумку-переноску для него.

Так как в задании речь идёт об этапе покупки, а не выбора, логично было бы выделить кнопки Купить. Но вместо них в прототип попали фильтры для выбора и случайно выделенная область.