Рекомендации и правила публикации отзывов
Чтобы на сервисах Яндекса были только полезные отзывы, мы сформулировали правила их написания. Если отзыв не соответствует правилам, он может быть удален.
Вы можете пожаловаться на любой отзыв, если считаете, что он не соответствует правилам. Модераторы проверят отзыв и, если найдут нарушение, удалят его.
Рекомендации авторам
Важно
Рекомендации — это советы, а не требования. Мы не удаляем отзыв за их несоблюдение, даже если он кажется малоинформативным или содержит ошибки.
Как писать отзыв, чтобы он был полезен другим пользователям:
1. Подробно
Опишите детально, что вам понравилось, а что — нет: обслуживание, сроки, качество товара или услуги, впечатления от общения с сотрудниками.
Старайтесь приводить конкретные примеры — вместо «Здесь всегда очереди» лучше написать «Сегодня я провел в очереди 30 минут». Такой отзыв будет полезен другим пользователям и поможет организациям увидеть и устранить недостатки.
2. Просто и понятно
Избегайте профессиональных терминов, сложных формулировок и жаргона. Пишите так, чтобы вас понял любой пользователь, независимо от опыта и возраста.
3. Вежливо
Не используйте грубые формулировки и лексику, нецензурные слова и фразы, которые оскорбляют сотрудников компании, репутацию компании, клиентов или пользователей сервиса.
Если произошел конфликт, опишите его детально, но без агрессии, оскорблений и перехода на личности. Уважительный тон делает отзыв убедительнее и увеличивает шансы, что его опубликуют.
4. Грамотно
Старайтесь писать без ошибок и опечаток.
Не используйте транслитерацию.
Не злоупотребляйте заглавными буквами, восклицательными знаками, смайликами и эмодзи.
5. О настоящем
Отзывы помогают людям сделать выбор сегодня. Если прошло слишком много времени, информация может устареть: сотрудники могут смениться, сервис — измениться, а условия — стать лучше или хуже. Пишите о своем недавнем опыте, чтобы ваш отзыв оставался актуальным.
6. Добавьте фото или видео
Дополните отзыв фото или видео — это поможет другим пользователям сделать выбор. Убедитесь, что фотографии и видео имеют отношение к вашему отзыву и не содержат конфиденциальной информации.
Мы не публикуем:
- фото и видео низкого качества (например, темные, нечеткие);
- материалы, не относящиеся к организации;
- контент, нарушающий права третьих лиц;
- скриншоты личной переписки.
7. Не размещайте один и тот же отзыв на разных сервисах
Уникальные отзывы ценятся выше и приносят больше пользы другим пользователям.
8. Без обращений к Яндексу
Не используйте отзыв как способ запроса помощи или решения проблемы. Чтобы связаться с поддержкой, заполните форму. Выберите тему обращения и подробно опишите ситуацию.
Примечание
Следуйте этим рекомендациям — и ваши отзывы станут полезнее для других пользователей и компаний.
Правила публикации
Мы не публикуем отзывы, которые нарушают правила. Чтобы ваш отзыв прошел модерацию:
1. Отзыв — это описание личного опыта
Ваши личные впечатления и эмоции от взаимодействия с компанией — это главное в отзыве. Мы не опубликуем комментарий, написанный с чужих слов. Например, не пропустим такие отзывы:
-
«Подруга сказала, что в этом магазине обвешивают. Не советую сюда ходить».
-
«Моя жена ходила в парикмахерскую, ей не понравилось».
-
«Мой сосед жаловался, что там невкусно».
Примечание
Однако мы допускаем написание отзывов за несовершеннолетних детей или пожилых родственников, которые сами не могут оставить отзыв.
2. Будьте точны
Если вы хотите оставить отзыв на компанию, у которой есть сеть филиалов, найдите на Картах именно тот филиал, в котором вы побывали.
Отзывы, в которых описан общий опыт взаимодействия со всей сетью, мы не публикуем.
3. Без персональных данных
Не указывайте в отзывах личную информацию о себе или других людях, в том числе контактные данные, домашний адрес, подробности о частной жизни и взаимоотношениях. Не прикладывайте к отзыву фото и видео сотрудников организации без их согласия.
4. Не пишите об опыте работы в компании
Большинство людей читают отзывы как потенциальные клиенты, а не сотрудники. Избегайте описания вашего опыта работы в компании — это не дает полезной информации другим пользователям.
5. Без рекламы и спама
Мы удаляем отзывы, которые содержат рекламу. Например, если вы упоминаете другую компанию и призываете воспользоваться ее услугами.
Не пишите о конкурентах компании и не сравнивайте с ними. Например: «Кексы нормальные, но у Петровича вкуснее. Лучше идите к нему»; «Неплохо, но в кафе в соседнем доме кофе дешевле, теперь хожу туда».
Примечание
Мы не считаем рекламой упоминание известных маркетплейсов, сравнение с закрытыми компаниями или сравнение между собой филиалов одной сети. Если рекламных комментариев от одного автора будет много, мы можем заблокировать аккаунт.
6. Не пишите недостоверные отзывы
Мы считаем отзыв накрученным, если автор не взаимодействовал с компанией и разместил комментарий за деньги или по просьбе друзей и знакомых. Такой отзыв не будет опубликован.
Не пишите отзыв, если вам предлагают за него скидку или просят показать текст на кассе. Такой отзыв не будет объективным и не принесет пользу другим людям, поэтому мы его тоже не опубликуем.
7. Без жестокости и дискриминации
Не публикуйте тексты и изображения, которые способны вызвать сильные отрицательные чувства: ужас, панику, отвращение.
Не используйте слова, фразы или изображения, которые можно расценить как дискриминацию по любым признакам: религиозным, этническим и другим.
Не угрожайте людям в комментариях и не призывайте к расправе.
8. Без контента для взрослых
Мы удалим отзыв с текстами и изображениями эротического и порнографического характера, сценами курения.
Если вы владелец организации, прочитайте о том, как работать с отзывами в разделе Управление отзывами.