Сюжеты в Яндекс.Новостях

Сюжет в Яндекс.Новостях — это подборка новостных сообщений, посвященных одному событию. Сюжеты формируются автоматически, путем определения текстового сходства сообщений.

Как ранжируются сюжеты

Все сюжеты в Яндекс.Новостях сортируются по важности. При этом учитываются разные факторы: количество сообщений о событии, плотность их потока, вес источников в сюжете, интерес пользователей и его динамика, влияние связанных сюжетов. К примеру, сюжет из одного-двух сообщений может стать самым важным, если он связан с другим очень весомым сюжетом и содержит новую информацию по его теме.

Алгоритмы анализа и ранжирования данных — оригинальная разработка Яндекса.

Как отображаются сюжеты

На первой странице сюжета отображается заголовок, краткое описание события и список ссылок на сообщения, из которых можно узнать подробности произошедшего.

Заголовок

Заголовком сюжета становится заголовок одного из сообщений, попавших в сюжет. Выбор заголовка происходит автоматически. Критериями оценки заголовков являются актуальность, информативность и читабельность. Подробнее о требованиях к качеству заголовков читайте в разделе Хорошие и плохие заголовки. Критерии оценки с примерами.

Краткое описание

Фрагмент текста, который используется для краткого описания новости, выделяется специальным алгоритмом из текста сообщения, заголовок которого стал заголовком сюжета. В этом фрагменте должны быть упомянуты наиболее значимые для понимания события факты — имена людей, названия организаций, географические объекты, даты и числа.

Ссылки на сообщения

В блоке «Подробнее о событии» отображаются самые весомые сообщения в сюжете, отсортированные по времени. Вверху отображаются три ротируемых заголовка, которые автоматически выбираются из всех заголовков в блоке. Частота появления заголовка в верхней тройке зависит от позиции сообщения, занятой им при сортировке. При прочих равных условиях ссылки на материалы с Турбо-страницами могут показываться выше.

Фото и видео

Сюжет иллюстрируется фотографиями и видео от партнеров Яндекс.Новостей. Ссылки с фото и видео ведут на новостные сообщения, в которых используют указанные материалы. Некоторые видео могут проигрываться прямо на странице сюжета.

Чтобы отключить автоматическое воспроизведение видео, в полной версии сайта в правом верхнем углу ролика отключите опцию Автовоспроизведение. В мобильной версии под кратким описанием новости нажмите значок и отключите опцию Автовоспроизведение видео.

Заголовок сюжета

При выборе заголовка сюжета алгоритм учитывает рейтинг издания по качеству заголовков. Рейтинг зависит от того, насколько заголовки издания отвечают нашим правилам.

Если алгоритм нашел несколько хороших заголовков, то они ротируются при обновлении страницы. Если заголовок один — ротации не происходит.

Как выбираются сообщения для блока «Подробнее о событии»

В блок «Подробнее о событии» выводятся сообщения с максимальным весом, упорядоченные по времени публикации. На вес сообщения влияют его цитируемость в других материалах, вошедших в сюжет, время публикации и вес источника. Все остальные сообщения, которые относятся к сюжету, доступны по ссылке Все источники.

Вес источника определяется на основе трех показателей:

  • Оперативность — показатель того, насколько быстро источник реагирует на то или иное событие. Чем раньше источник сообщает о событии, тем выше оперативность этого сообщения. На этот показатель также влияет вес других источников: если сообщение опубликовано раньше сообщения от более весомого издания, его оперативность будет еще выше.
  • Цитируемость — определяется количеством ссылок на данный источник во всех сообщениях других источников за последний месяц и весом цитирующих источников (чем весомее процитировавший источник, тем выше показатель цитируемости). Учитываются как гиперссылки, так и текстовые упоминания с точностью до синонимичных названий.
  • Вовлеченность аудитории — зависит от доли собственной аудитории сайта-партнера — количества пользователей, которые приходят на сайт из поиска или по прямой ссылке. Такие читатели, как правило, задерживаются на сайте, чтобы изучить его материалы, и готовы возвращаться туда снова. Для определения вовлеченности анализируются навигационные запросы в Яндекс.Поиске и переходы на сайты партнеров в Яндекс.Браузере.

Вес источника автоматически пересчитывается каждую неделю.

Как формируется блок «С чего всё началось»

В блок «С чего всё началось» попадает самый цитируемый материал, ставший отправной точкой для создания других сообщений. Например, для новости о научном открытии подойдет пресс-релиз лаборатории, а для новости о падении метеорита — фотография очевидца из социальной сети.

При поиске наиболее цитируемого материала учитывается, насколько он соответствует сюжету, время публикации и авторитетность ссылающихся на него СМИ.

Ограничение. Блока «С чего всё началось» может не быть, если исходный материал не найден.

Цитата в сюжете

Цитата отображается под аннотацией сюжета и показывает наиболее часто встречающееся высказывание о событии.

Если в большинстве материалов упоминается одно и то же высказывание, алгоритм автоматически выделяет его, сопроводив именем и фамилией автора, а также ссылкой на сайт источника, на котором можно прочесть весь текст материала.

Ссылку на материал также выбирает алгоритм. Он ищет в материалах сюжета наиболее полное высказывание и при прочих равных условиях отдает предпочтение наиболее весомому источнику.

В качестве цитаты используются высказывания:

  • оформленные как прямая речь в кавычках;
  • с указанием имени и фамилии автора;
  • небольшие по размеру (2-3 предложения).