Телефонное мошенничество

Задачи мошенников
  • продать ненужную услугу;
  • оформить платную подписку;
  • списать деньги за отправку ответного SMS или звонок на платный номер;
  • получить данные для списания средств с карты;
  • заставить вас перевести деньги злоумышленнику;
  • заразить мобильное устройство вредоносной программой;
  • получить конфиденциальную информацию.

Какие виды телефонного мошенничества бывают и как себя от них обезопасить:

Обман по телефону

Мошенники могут подделывать, имитировать или использовать номера, которые похожи на номера банков или других официальных организаций. Их задача — узнать личные данные или данные банковской карты, коды или пароли от банковских приложений, заставить перевести деньги. К вам могут обратиться по имени и отчеству и назвать отделение банка, где у вас оформлена карта.

В схемах обмана могут быть задействованы несколько человек. Например, мошенники имитируют переключение звонка на других специалистов, создавая видимость крупной организации.

Для определения номеров можно использовать программы с функцией автоматического определителя номера (АОН). Определитель подскажет, кто вам звонит, если такого номера нет в контактах вашего телефона. Неизвестные номера сравниваются с базой данных, которая регулярно обновляется. Если организация есть в базе, вы увидите ее название и сферу деятельности. Если организация неизвестна, программа сообщит предполагаемую категорию звонка, например «Телефонное мошенничество».

Примеры
  • Вам позвонили с номера вашего банка или похожего номера, представились сотрудником службы безопасности и сообщили, что кто-то пытается перевести деньги с вашей карты. У вас могут запросить данные карты, код, который указан в SMS от банка, предложить вам перевести деньги на «безопасный» счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам.
  • Вам позвонил человек, который представился сотрудником банка, где у вас оформлена карта. Он предложил подключить бесплатную услугу, например повышенный кешбэк. При оформлении услуги вы получите SMS с кодом для входа в мобильное приложение банка или для подтверждения операции. Злоумышленник может напомнить, что этот код никому сообщать нельзя, поэтому он может завершить разовор, чтобы вам перезвонил «робот», которому надо продиктовать секретный код.
Способы защиты
Добавление номера в черный список

Если вы добавили номер в черный список, звонки и SMS с этого номера больше не будут приходить.

Примечание

В зависимости от модели устройства путь может отличаться.

Чтобы добавить номер в черный список:

  1. В приложении Телефон откройте Журнал звонков (может называться Недавние или Последние).
  2. Выберите вызов с номера, который хотите заблокировать.
  3. Нажмите Заблокировать. Если такого пункта нет, перейдите к следующему шагу.
  4. Рядом с нужным вызовом нажмите значок .
  5. Нажмите  → Заблокировать.

Входящие вызовы с заблокированных номеров не будут появляться в журнале звонков.

Чтобы разблокировать номер:

  1. Откройте приложение Телефон.
  2. Нажмите  → Настройки → Заблокированные номера.
  3. Справа от нужного номера нажмите значок .

Примечание

В зависимости от модели устройства путь может отличаться. Ниже приведена инструкция для устройств с iOS версии 12.0 и выше.

Чтобы добавить номер в черный список:

  1. В приложении Телефон откройте вкладку Недавние.
  2. Справа от вызова нажмите значок .
  3. Выберите Заблокировать абонента.

Чтобы разблокировать номер:

  1. В приложении Телефон откройте вкладку Недавние.
  2. Справа от вызова нажмите значок .
  3. Выберите Разблокировать абонента.
  • Услуга блокировки звонков от сотовых операторов.
  • Использование специальных приложений.
Короткие сбрасывающиеся звонки

Звонки поступают с неизвестных номеров и сразу сбрасываются. Задача — побудить вас перезвонить на номер, который может оказаться платным.

Способы защиты
  • Услуга блокировки звонков от сотовых операторов.
  • Использование специальных приложений.
SMS от мошенников

SMS от мошенников может содержать:

  • уведомление о победе в конкурсе, лотерее или розыгрыше призов — чтобы получить награду, нужно оплатить налог или стоимость доставки;
  • поддельное сообщение от банка о переводе денег на ваш счет — после него обычно приходит второе сообщение с просьбой вернуть деньги, так как перевод был сделан по ошибке;
  • предложение перезвонить на номер или оформить подписку, которые окажутся платными;
  • запрос личных данных под разными предлогами;
  • ссылку на вредоносную программу.
Пример
  • Вы получили SMS о блокировке вашей карты от мошенника, который представился сотрудником службы безопасности банка. Если позвонить по номеру отправителя SMS, злоумышленник попросит назвать данные вашей карты, а также код из SMS.
Способы защиты
  • Антивирус с фильтром звонков и SMS Dr.Web Security Space (для Android).
  • Приложение с определителем номера и фильтром звонков Kaspersky Who Calls (для Android и iOS).
  • Услуга блокировки нежелательных рассылок от сотовых операторов.
Если вы стали жертвой мошенников

Внимание

Не удаляйте SMS и номера телефонов злоумышленников, эти данные могут понадобиться при сборе доказательств и описании мошенничества.

Вы перезвонили на платный номер или отправили платную SMS

Попробуйте вернуть деньги через вашего мобильного оператора. Для этого обратитесь к нему с письменной жалобой, в которой:

  1. Опишите все детали: дату, время, номер телефона.
  2. Укажите, что вас ввели в заблуждение о стоимости звонка или SMS.
  3. Потребуйте вернуть сумму в полном объеме.
Вас вынудили сообщить данные банковской карты

Незамедлительно заблокируйте карту, чтобы не дать возможность злоумышленникам списать с нее деньги.

Деньги списаны с карты без вашего согласия

Обратитесь в правоохранительные органы и банк, который выпустил карту, с заявлением о мошенничестве. В нем нужно подробно описать все обстоятельства и приложить доказательства:

  • Номер телефона, с которого вам звонили или отправляли SMS.
  • Детализацию от мобильного оператора.
  • Описание, когда и где это произошло.

По вашему заявлению должны провести проверку и вынести решение.