Protect: шифрование паролей

Злоумышленники пытаются украсть пароли, чтобы получить доступ к личным данным или электронным кошелькам. Чтобы никто не мог применить украденные пароли, Браузер хранит пароли в менеджере в зашифрованном виде. Вы можете усилить эту защиту мастер-паролем.

  1. Шифрование паролей в Браузере
  2. Мастер-пароль
  3. Жест, PIN-код, отпечаток пальца
  4. Запасной ключ шифрования

Шифрование паролей в Браузере

Хранилище паролей шифруется с помощью алгоритма AES-256-GCM с использованием ключа. Алгоритм AES-256 считается надежным: Агентство национальной безопасности США рекомендует его для защиты сведений, составляющих государственную тайну уровня Top Secret.

Но даже самый сложный алгоритм шифрования не защитит ваши пароли, если злоумышленник узнает ключ шифрования. Мастер-пароль позволяет поставить на ключ мощную защиту.

Ключ шифруется с помощью мастер-пароля. Если вы забудете мастер-пароль, вы сбросите его благодаря запасному ключу шифрования.

Мастер-пароль не хранится на устройствах, поэтому его нельзя украсть. С мастер-паролем вы можете не бояться:

  • кражи хранилища паролей со смартфона;
  • потери паролей из-за изъятия или утери смартфона;
  • хранения синхронизированных данных на сервере Яндекса (шифрование организовано так, что даже Яндекс не сможет расшифровать ваши пароли).

Подробнее о шифровании паролей см. документ Шифрование паролей в Яндекс Браузере.

Мастер-пароль

Мастер-пароль дополнительно защищает пароли. Браузер будет запрашивать мастер-пароль при попытке открыть хранилище паролей или подставить ранее сохраненный пароль от сайта в форму авторизации.

Вместо огромного количества паролей от сайтов вам достаточно запомнить всего один мастер-пароль. При этом пароли от сайтов будут лучше защищены. Доступ к хранилищу блокируется мастер-паролем, который невозможно украсть, так как он не хранится на устройствах.

  1. Создать мастер-пароль
  2. Удалить мастер-пароль
  3. Время до блокировки хранилища
  4. Если вы забыли мастер-пароль

Создать мастер-пароль

Внимание. Запомните мастер-пароль, нигде его не записывайте и никому не показывайте. Если вы забудете мастер-пароль, то вы сможете его сбросить только в том случае, если раньше создали запасной ключ шифрования.

Чтобы создать мастер-пароль:

  1. Выберите  → Мои данные → Настройки.
  2. Нажмите Создать мастер-пароль.
  3. Введите мастер-пароль. Придумайте сложный, но легко запоминаемый пароль.
  4. Нажмите Продолжить.
  5. Введите мастер-пароль еще раз.
  6. Нажмите Создать мастер-пароль.

Теперь, чтобы сохранить пароль для сайта в браузере и открыть менеджер паролей, понадобится вводить мастер-пароль. Мастер-пароль не сохраняется ни на смартфоне, ни на сервере. Сохраняется лишь зашифрованный с его помощью ключ.

Удалить мастер-пароль

  1. Выберите  → Мои данные → Настройки.
  2. Нажмите Удалить мастер-пароль.
  3. Введите мастер-пароль и нажмите Подтвердить.

После этого Браузер перестанет запрашивать мастер-пароль для доступа к паролям. В ближайшую синхронизацию мастер-пароль будет удален на других устройствах.

Время до блокировки хранилища

Выберите, когда браузер будет блокировать хранилище паролей и запрашивать мастер-пароль при попытке доступа к хранилищу:

  1. Выберите  → Мои данные → Настройки.
  2. Нажмите Подтверждение доступа.
  3. Введите мастер-пароль.
  4. В разделе Блокировать доступ выберите После перезапуска приложения, После блокировки экрана или Никогда.

Если вы забыли мастер-пароль

Если вы создали запасной ключ шифрования:

  1. В диалоге ввода мастер-пароля нажмите Не помню пароль.
  2. Нажмите Сбросить мастер-пароль.
  3. Введите пароль от Яндекс ID.
  4. Создайте мастер-пароль заново.

Если вы не создали запасной ключ шифрования — восстановить доступ к паролям невозможно.

Жест, PIN-код, отпечаток пальца

Чтобы не вводить каждый раз мастер-пароль, используйте вместо него способ блокировки смартфона (PIN-код, жест или отпечаток пальца). Пароли в хранилище будут по-прежнему шифроваться мастер-паролем. Каждый раз после разблокировки Браузер сначала восстановит мастер-пароль, а затем расшифрует хранилище.

Если вы удалите мастер-пароль, Браузер перестанет запрашивать PIN-код, жест или отпечаток пальца.

Примечание. Способ блокировки привязан к устройству. Поэтому вы не сможете, например, с помощью PIN-кода от одного смартфона получить доступ к паролям на другом.

Чтобы изменить способ разблокировки паролей:

  1. Выберите  → Мои данные → Настройки.
  2. Нажмите Подтверждение доступа.
  3. Введите мастер-пароль.
  4. В разделе Способ разблокировки выберите вариант: мастер-пароль, отпечаток пальца, жест или PIN-код. Состав списка зависит от смартфона.

Запасной ключ шифрования

Мастер-пароль нужен для более надежной защиты паролей, но что делать, если вы его забудете? В Браузере есть удобный и надежный способ сброса мастер-пароля.

Мастер-пароль нужен только для расшифровки закрытого ключа, поэтому, если у вас будет храниться копия закрытого ключа — запасной ключ шифрования, вы сможете его извлечь и зашифровать новым мастер-паролем.

Некоторые менеджеры паролей предлагают пользователю хранить запасной ключ шифрования (иногда в виде QR-кода) в распечатанном виде. Этот способ недостаточно безопасный, ведь распечатку можно украсть или потерять. Поэтому мы храним запасной ключ шифрования на вашем устройстве и дополнительно шифруем его еще одним ключом, который храним на сервере. При этом получить доступ к ключу на сервере можно только после ввода пароля от своего Яндекс ID. И вероятность, что злоумышленник сумеет одновременно украсть запасной ключ с устройства, ключ с сервера и пароль от Яндекс ID, низка.

Чтобы вы нечаянно не потеряли доступ к хранилищу паролей, Браузер предлагает создать запасной ключ шифрования сразу после создания мастер-пароля:

  1. В открывшемся окне Включить возможность сброса мастер-пароля? нажмите Включить.
  2. Введите пароль от Яндекс ID.

Так как один из ключей хранится на сервере, нужна синхронизация. Если синхронизация не включена, она включится автоматически после ввода пароля от Яндекс ID.

Если вы не нашли информацию в Справке или у вас возникает проблема в работе Яндекс Браузера — напишите нам. Опишите все свои действия по шагам. Если возможно, сделайте скриншот. Это поможет нам быстрее разобраться в ситуации.

Примечание. Для решения проблем в работе сервисов Яндекса обращайтесь в службу поддержки этих сервисов:
Яндекс Браузер на компьютере
О проблемах Яндекс Браузера на компьютере пишите прямо из Браузера:  → Дополнительно → Сообщить о проблеме или через форму.
Мобильное приложение Яндекс — с Алисой
Главная страница Яндекса
Если вопрос касается главной страницы Яндекса (изменить тему оформления, настроить блоки главной страницы или иконки сервисов и т. д.), пишите через форму. Выберите опцию Вопрос о главной странице Яндекса.
Яндекс Почта
О работе Почты (отключить рекламу, настроить сбор писем с других ящиков, восстановить удаленные письма, найти письма, попавшие в спам и т. д.) пишите через форму.
Поиск и выдача
О работе Поиска и выдачи (ранжирование сайта в результатах Поиска, некорректные результаты и т. д.) пишите через форму.